Место дачи Фальковскогоaist16 писал(а): ↑Вт авг 27, 2019 9:35 pm Пребывал в полной уверенности, что знаю место расположения склепа-ледника на даче Горбик, где до захоронения на кладбище в Мариоках находился гроб с телом Леонида Андреева, но вдруг возникли сомнения. С коллегой показывали на разные места и не смогли переубедить друг друга.
Мне казалось, что ледник находился с правой стороны здания (если смотреть на центральный вход, на котором установлена памятная доска о пребывании в нем Горького).
Второй вопрос - где располагалась дача Фальковского? Расхождения во мнении возникли и по ее положению.
Если есть возможность - покажите на карте:)))
Мустамяки-Горьковское
Модераторы: автодоктор, Vladimir S. Kotlyar
- харве
- Сообщения: 196
- Зарегистрирован: Ср мар 13, 2019 10:06 am
- Защита от спама: Нет
- Откуда: Kirjvala
Re: Мустамяки-Горьковское
- Вложения
-
- c9hSgRepA8g — копия.jpg (267.08 КБ) 1681 просмотр
- харве
- Сообщения: 196
- Зарегистрирован: Ср мар 13, 2019 10:06 am
- Защита от спама: Нет
- Откуда: Kirjvala
Re: Мустамяки-Горьковское
Странное дело. Давненько уже, наткнулся на пост племянницы Александры ,пытался отыскать , но тщетно. Выходит - живы в Отечестве её потомкиOsbourne писал(а): ↑Сб авг 24, 2019 6:17 amВ финской базе katiha обнаружилась женитьба Леонида Робертинпойкка Ланга из Петербурга на Катри Корхонен из Лемпияля в Уусикиркко, 24 сентября 1899 года. Это через год после покупки Робертом участков и задолго до покупки участков Александрой Горбик.Osbourne писал(а): ↑Сб авг 24, 2019 5:13 am Куда делась сама Александра Горбик? Вероятно, умерла там же, в Неуволе? Когда? До 1935 года или после? В семейном склепе на территории были похоронены забальзамированные муж (Роберт?), сестра и кто-то из родственников (Леонид?) Александры Горбик. Так написано в книге "Уусикиркко".
Но самое удивительное другое. Александра Горбик, 1860 года рождения, умерла в Неувола 8 мая 1949 года. В возрасте 88 лет, 4 месяцев и 6 дней. Где-то опечатка в дате, но где?
- харве
- Сообщения: 196
- Зарегистрирован: Ср мар 13, 2019 10:06 am
- Защита от спама: Нет
- Откуда: Kirjvala
Re: Мустамяки-Горьковское
Александр,давайте я эту папочку раскручу на досуге.Есть куча малоизвестных фоток ,да и текст можно подогнатьabravo писал(а): ↑Вс авг 25, 2019 8:54 pmЯ сделал "папочку" по Горбик-Ланг - https://terijoki.spb.ru/photos/index.php?/category/3187
Но, по текстовой части там заготовка, текст нужно дополнять, там нет ничего про Горького и т.д.
- харве
- Сообщения: 196
- Зарегистрирован: Ср мар 13, 2019 10:06 am
- Защита от спама: Нет
- Откуда: Kirjvala
Re: Мустамяки-Горьковское
Об чём толковать,но чуть позже, по зимнее
Re: Мустамяки-Горьковское
Сомнения разрешились, причем еще в конце августа, а за задержку с информацией прошу прощения, ну не смог написать раньше:)))aist16 писал(а): ↑Вт авг 27, 2019 9:35 pm Пребывал в полной уверенности, что знаю место расположения склепа-ледника на даче Горбик, где до захоронения на кладбище в Мариоках находился гроб с телом Леонида Андреева, но вдруг возникли сомнения. С коллегой показывали на разные места и не смогли переубедить друг друга.
Мне казалось, что ледник находился с правой стороны здания (если смотреть на центральный вход, на котором установлена памятная доска о пребывании в нем Горького).
Второй вопрос - где располагалась дача Фальковского? Расхождения во мнении возникли и по ее положению.
Если есть возможность - покажите на карте:)))
Координаты арендатора территории бывшего пансионата Горбик-Ланге – Александра Николаевича – у меня были давно, но пообщаться с ним лично не доводилось, все время откладывал, а зря… Подстегнул приезд директоров Орловского литературного музея и дома-музея Леонида Андреева, которые уже не первый раз приезжают в Петербург и с нашей помощью знакомятся со знаковыми местами жизни Леонида Андреева на Карельском перешейке и Петербурга. В этот раз я включил в их программу поездку в Неуволу-Мустамяки. Созвонился с Александром Николаевичем, договорился о встрече и в назначенный день приехали к даче Горбик-Ланге. Без предупреждения о визите там делать нечего - территория пансионата огорожена забором, а перспектива встречи с огромным сенбернаром, который может прогуливаться там в свободном режиме, может оказаться незабываемой:))) Но в присутствии хозяина – это само спокойствие и доброжелательность, удивительная собака
Об Александре Николаевиче, арендаторе объекта культурного наследия, можно было бы написать отдельный рассказ, он заслуживает этого, но скажу очень коротко – интеллигентнейший человек, ценитель и знаток истории места, которое находится в его владении, потрясающий художник, заслуженный работник до ухода на пенсию и при этом очень скромный человек.
Он провел нас к месту, где находилась семейная часовня Горбик-Ланге, показал остатки фундамента и вход в подземный ход, соединявший часовню с домом. Расстояние от дома до часовни около 150 метров и такое подземное сообщение между ними оказалось большой неожиданностью. Сейчас вход в подземный ход засыпан и виден только его свод.
А затем, Александр Николаевич разрешил пройти по дому, в котором он сейчас проживает. Идеальный порядок и с большим пониманием воссозданный интерьер. Подлинная деревянная лестница на второй этаж, остатки печи, которая выходила аж в три комнаты (центральная часть печи не сохранилась), все это немые свидетели пребывания в этом доме М.Горького. Один раз сюда приезжал и Леонид Андреев.
Теперь о даче Фальковского - она была совсем рядом, как правильно указал Харве – у современной котельной, на ее месте сейчас располагаются два современных коттеджа, а вот склеп оказался совсем в другом месте, за деревьями его совсем не видно, к нему ведет узенькая тропинка между двумя постройками.
Re: Мустамяки-Горьковское
В дополнение к рассказу покажу некоторые работы Александра Николаевича, мне они пришлись по душе:)))
-
- Сообщения: 219
- Зарегистрирован: Сб апр 23, 2016 1:17 am
- Защита от спама: Нет
- Откуда: Сестрорецк
- Контактная информация:
Re: Мустамяки-Горьковское
Печи ну очень похожи на печь Сестрорецкого вокзала.
Re: Мустамяки-Горьковское
Подземный ход - это очень круто! Обожаю подземные ходы. А как он расположен относительно склепа? Прямо к нему выходит, или внутрь? И в самом доме внутри есть ли его следы? Ведь там же не могли засыпать?aist16 писал(а): ↑Сб сен 14, 2019 11:05 pm Он провел нас к месту, где находилась семейная часовня Горбик-Ланге, показал остатки фундамента и вход в подземный ход, соединявший часовню с домом. Расстояние от дома до часовни около 150 метров и такое подземное сообщение между ними оказалось большой неожиданностью. Сейчас вход в подземный ход засыпан и виден только его свод.
А склеп расположен внутри территории, за забором? Или туда можно попасть с внешней стороны? Это, кстати, не он ли обозначен на карте: http://www.karjalankartat.fi/?language= ... 5%D0%BF%3F
- харве
- Сообщения: 196
- Зарегистрирован: Ср мар 13, 2019 10:06 am
- Защита от спама: Нет
- Откуда: Kirjvala
Re: Мустамяки-Горьковское
Дорогие друзья!Osbourne писал(а): ↑Вс сен 15, 2019 5:39 amПодземный ход - это очень круто! Обожаю подземные ходы. А как он расположен относительно склепа? Прямо к нему выходит, или внутрь? И в самом доме внутри есть ли его следы? Ведь там же не могли засыпать?aist16 писал(а): ↑Сб сен 14, 2019 11:05 pm Он провел нас к месту, где находилась семейная часовня Горбик-Ланге, показал остатки фундамента и вход в подземный ход, соединявший часовню с домом. Расстояние от дома до часовни около 150 метров и такое подземное сообщение между ними оказалось большой неожиданностью. Сейчас вход в подземный ход засыпан и виден только его свод.
А склеп расположен внутри территории, за забором? Или туда можно попасть с внешней стороны? Это, кстати, не он ли обозначен на карте: http://www.karjalankartat.fi/?language= ... 5%D0%BF%3F
Возражаю:
1.Подземный ход это байка поздних ,советских пансионеров .Какой ход в песчанике? Зачем?
2.Ледник и часовня это 2 разных объекта. Не мог христианина бесконечно находиться в часовне. Он находился в леднике.При чем (читал у кого то в мемуаре) в коньяке.
Re: Мустамяки-Горьковское
Я честно говоря в подземный ход тоже не верю. Какой в нем смысл? Это же не замок и не средневековье. Однако, засыпанное пространство со сводом там есть и если это не ход, значит нижний уровень в часовне (склепе). И кстати, где захороненные? Какова их судьба?харве писал(а): ↑Вс сен 15, 2019 10:07 amДорогие друзья!Osbourne писал(а): ↑Вс сен 15, 2019 5:39 amПодземный ход - это очень круто! Обожаю подземные ходы. А как он расположен относительно склепа? Прямо к нему выходит, или внутрь? И в самом доме внутри есть ли его следы? Ведь там же не могли засыпать?aist16 писал(а): ↑Сб сен 14, 2019 11:05 pm Он провел нас к месту, где находилась семейная часовня Горбик-Ланге, показал остатки фундамента и вход в подземный ход, соединявший часовню с домом. Расстояние от дома до часовни около 150 метров и такое подземное сообщение между ними оказалось большой неожиданностью. Сейчас вход в подземный ход засыпан и виден только его свод.
А склеп расположен внутри территории, за забором? Или туда можно попасть с внешней стороны? Это, кстати, не он ли обозначен на карте: http://www.karjalankartat.fi/?language= ... 5%D0%BF%3F
Возражаю:
1.Подземный ход это байка поздних ,советских пансионеров .Какой ход в песчанике? Зачем?
2.Ледник и часовня это 2 разных объекта. Не мог христианина бесконечно находиться в часовне. Он находился в леднике.При чем (читал у кого то в мемуаре) в коньяке.
- харве
- Сообщения: 196
- Зарегистрирован: Ср мар 13, 2019 10:06 am
- Защита от спама: Нет
- Откуда: Kirjvala
Re: Мустамяки-Горьковское
Андреева дважды перезахоронили.Сначала в Ваммельсу,потом на Волковом кладбище. Там история мутная, перезахоранивала литературная общественность с кладбища изрытого и перепаханного во время боёв .Читал ,что были сомнения.Об остальных не знаю.Osbourne писал(а): ↑Вс сен 15, 2019 10:44 amЯ честно говоря в подземный ход тоже не верю. Какой в нем смысл? Это же не замок и не средневековье. Однако, засыпанное пространство со сводом там есть и если это не ход, значит нижний уровень в часовне (склепе). И кстати, где захороненные? Какова их судьба?харве писал(а): ↑Вс сен 15, 2019 10:07 amДорогие друзья!Osbourne писал(а): ↑Вс сен 15, 2019 5:39 am
Подземный ход - это очень круто! Обожаю подземные ходы. А как он расположен относительно склепа? Прямо к нему выходит, или внутрь? И в самом доме внутри есть ли его следы? Ведь там же не могли засыпать?
А склеп расположен внутри территории, за забором? Или туда можно попасть с внешней стороны? Это, кстати, не он ли обозначен на карте: http://www.karjalankartat.fi/?language= ... 5%D0%BF%3F
Возражаю:
1.Подземный ход это байка поздних ,советских пансионеров .Какой ход в песчанике? Зачем?
2.Ледник и часовня это 2 разных объекта. Не мог христианина бесконечно находиться в часовне. Он находился в леднике.При чем (читал у кого то в мемуаре) в коньяке.
- Вложения
-
- ан2.jpg (64.79 КБ) 1593 просмотра
-
- ан.jpg (86.2 КБ) 1593 просмотра
- харве
- Сообщения: 196
- Зарегистрирован: Ср мар 13, 2019 10:06 am
- Защита от спама: Нет
- Откуда: Kirjvala
Re: Мустамяки-Горьковское
«Пусть всепобеждающая жизнь - иллюзия, но я верю в нее, и несчастья нынешнего дня не отнимут у меня веры в день грядущий. жизнь победит - сколько рук ни налагалось бы на нее, сколько безумцев ни пытались бы ее прекратить. И разве не умнее: жить, хваля жизнь, нежели ругать ее - и все же жить!» Леонид Андреев
С. Животовский. На похоронах Л. Андреева
Источник: Для Вас, 29 сентября 1934 года (Рига)
15 лет тому назад.
В лесу Новой Кирки (Усикиркко по-фински) шла горячая работа.
На поляне, среди сосен, расположились группами странные люди.
Русские солдаты в полном боевом обмундировании с ружьями и пулеметами, русские офицеры, и тут-же немцы в касках. Немного в стороне товарищ Троцкий о чем-то горячо спорил с русским полковником, на груди которого белел георгиевский крест.
Прима-балерина Мариинского театра Егорова куталась в шерстяной плед, накинутый поверх бального платья.
— Ах, я совсем простудилась, — говорила она стоявшему около нее Ленину, — скоро ведь и снег выпадет, а я в бальном платье.
— Потерпите еще немного, — утешал ее Ленин, — еще две съемки, и фильма закончена.
Лениным был загримирован автор этих строк, по сценарию которого ставилась фильма.
В этот день мы надеялись закончить фильму.
Но перед самой съемкой, среди участников съемки, а таковых было не меньше двух сот человек, разнеслась страшная весть: в Мустомяках, на даче Фальковского скоропостижно скончался Леонид Андреев.
Финны, участвовавшее в массовых сценах, к этой вести отнеслись безразлично.
Но русские артисты и русские беженцы, работавшие в фильме в качестве статистов, были буквально потрясены.
Илья Ефимович Репин, Леонид Андреев и Николай Рерих составляли то созвездие которое на эмигрантском небе Финляндии светило всем нам, русским беженцам.
И вот одна из этих звезд закатилась так неожиданно для всех.
Все за три дня до этого я видел Леонида Андреева в поезде железной дороги.
Он ехал в Выборг.
Правда, был он невесел.
Печаль легла на его красивое лицо с большими грустными глазами. Но вид у него был совершенно здоровый.
И вдруг — катастрофа.
Конечно, ни о каких съемках в этот день не могло быть и речи.
Наскоро разгримировавшись, на нескольких экипажах мы отправились в Мустомяки.
У Леонида Андреева в Финляндии была своя большая дача.
Но над дачей русского писателя летали русские аэропланы и сбрасывали бомбы.
Это и заставило его с женой, детьми и старушкой матерью переселиться на дачу Фальковского, которая была дальше от русской границы.
В день своей смерти Леонид Андреев еще шутил.
Фальковский принес ему с своего огорода крупный качан капусты.
— Позвольте поднести вам том последнего моего сочинения, — сказал он.
Леонид Андреев взвесил на руке капусту и ответил:
— Спасибо. Хотел бы получить полное собрание ваших сочинений.
А за обедом он пошатнулся и умер, так же скоропостижно, как в свое время, в его же годы, умер его отец, тоже страдавший пороком сердца.
На высокой горе, точно средневековый замок, красовалась трехэтажная обширная дача Фальковского с башенками и балконами, с которых открывалась величественная панорама на лесные дали, горы и озера.
Внутри дома было уютно и красиво.
У Фальковского была богатая библиотека. И эта обширная читальная зала была любимой комнатой Леонида Андреева.
Здесь же висел большой, прекрасно исполненный масляными красками портрет Леонида Андреева, написанный им самим в зеркало.
А рядом с библиотечной была большая комната со стеклянными стенами. Нечто вроде ателье фотографа.
В этой комнате и покоилось тело писателя до его погребения.
Часа за два до нашего приезда прибывшим из Гельсингфорса скульптором с покойного была снята гипсовая маска. И это почему-то ускорило процесс разложения.
Лицо писателя распухло и посинело. Его трудно было узнать.
Велико было горе семьи писателя. Но тяжелее всего оно отразилось на матери покойного.
Старушка боготворила своего сына. В отчаянии она покушалась на самоубийство. В день похорон ее вынули из петли.
Горе застало всех врасплох. В день смерти Леонида Андреева во всем доме Фальковского оказалось наличными не более ста финских марок. Не было на что хоронить.
Но похороны все-таки состоялись.
Некто — Гуревич — прислал из Выборга дорогой гроб. Он же попросил разрешения лично взять на себя и другие расходы по похоронам.
Как мне передавали этот Гуревич не был даже знаком с семьей Л. Андреева.
Хоронили русского писателя не совсем обычно.
Гроб его не был зарыт в землю. Он был перенесен в соседнюю с дачей Фальковского гранитную беседку. Там его и поставили на особом возвышении.
Говорили, что это временно, - до падения большевиков. Когда Россия очистится от большевиков, гроб будет перевезен для погребения на родину.
И с тех пор прошло уже пятнадцать лет.
С. Животовский. На похоронах Л. Андреева
Источник: Для Вас, 29 сентября 1934 года (Рига)
15 лет тому назад.
В лесу Новой Кирки (Усикиркко по-фински) шла горячая работа.
На поляне, среди сосен, расположились группами странные люди.
Русские солдаты в полном боевом обмундировании с ружьями и пулеметами, русские офицеры, и тут-же немцы в касках. Немного в стороне товарищ Троцкий о чем-то горячо спорил с русским полковником, на груди которого белел георгиевский крест.
Прима-балерина Мариинского театра Егорова куталась в шерстяной плед, накинутый поверх бального платья.
— Ах, я совсем простудилась, — говорила она стоявшему около нее Ленину, — скоро ведь и снег выпадет, а я в бальном платье.
— Потерпите еще немного, — утешал ее Ленин, — еще две съемки, и фильма закончена.
Лениным был загримирован автор этих строк, по сценарию которого ставилась фильма.
В этот день мы надеялись закончить фильму.
Но перед самой съемкой, среди участников съемки, а таковых было не меньше двух сот человек, разнеслась страшная весть: в Мустомяках, на даче Фальковского скоропостижно скончался Леонид Андреев.
Финны, участвовавшее в массовых сценах, к этой вести отнеслись безразлично.
Но русские артисты и русские беженцы, работавшие в фильме в качестве статистов, были буквально потрясены.
Илья Ефимович Репин, Леонид Андреев и Николай Рерих составляли то созвездие которое на эмигрантском небе Финляндии светило всем нам, русским беженцам.
И вот одна из этих звезд закатилась так неожиданно для всех.
Все за три дня до этого я видел Леонида Андреева в поезде железной дороги.
Он ехал в Выборг.
Правда, был он невесел.
Печаль легла на его красивое лицо с большими грустными глазами. Но вид у него был совершенно здоровый.
И вдруг — катастрофа.
Конечно, ни о каких съемках в этот день не могло быть и речи.
Наскоро разгримировавшись, на нескольких экипажах мы отправились в Мустомяки.
У Леонида Андреева в Финляндии была своя большая дача.
Но над дачей русского писателя летали русские аэропланы и сбрасывали бомбы.
Это и заставило его с женой, детьми и старушкой матерью переселиться на дачу Фальковского, которая была дальше от русской границы.
В день своей смерти Леонид Андреев еще шутил.
Фальковский принес ему с своего огорода крупный качан капусты.
— Позвольте поднести вам том последнего моего сочинения, — сказал он.
Леонид Андреев взвесил на руке капусту и ответил:
— Спасибо. Хотел бы получить полное собрание ваших сочинений.
А за обедом он пошатнулся и умер, так же скоропостижно, как в свое время, в его же годы, умер его отец, тоже страдавший пороком сердца.
На высокой горе, точно средневековый замок, красовалась трехэтажная обширная дача Фальковского с башенками и балконами, с которых открывалась величественная панорама на лесные дали, горы и озера.
Внутри дома было уютно и красиво.
У Фальковского была богатая библиотека. И эта обширная читальная зала была любимой комнатой Леонида Андреева.
Здесь же висел большой, прекрасно исполненный масляными красками портрет Леонида Андреева, написанный им самим в зеркало.
А рядом с библиотечной была большая комната со стеклянными стенами. Нечто вроде ателье фотографа.
В этой комнате и покоилось тело писателя до его погребения.
Часа за два до нашего приезда прибывшим из Гельсингфорса скульптором с покойного была снята гипсовая маска. И это почему-то ускорило процесс разложения.
Лицо писателя распухло и посинело. Его трудно было узнать.
Велико было горе семьи писателя. Но тяжелее всего оно отразилось на матери покойного.
Старушка боготворила своего сына. В отчаянии она покушалась на самоубийство. В день похорон ее вынули из петли.
Горе застало всех врасплох. В день смерти Леонида Андреева во всем доме Фальковского оказалось наличными не более ста финских марок. Не было на что хоронить.
Но похороны все-таки состоялись.
Некто — Гуревич — прислал из Выборга дорогой гроб. Он же попросил разрешения лично взять на себя и другие расходы по похоронам.
Как мне передавали этот Гуревич не был даже знаком с семьей Л. Андреева.
Хоронили русского писателя не совсем обычно.
Гроб его не был зарыт в землю. Он был перенесен в соседнюю с дачей Фальковского гранитную беседку. Там его и поставили на особом возвышении.
Говорили, что это временно, - до падения большевиков. Когда Россия очистится от большевиков, гроб будет перевезен для погребения на родину.
И с тех пор прошло уже пятнадцать лет.
- харве
- Сообщения: 196
- Зарегистрирован: Ср мар 13, 2019 10:06 am
- Защита от спама: Нет
- Откуда: Kirjvala
Re: Мустамяки-Горьковское
Скороход Наталья Степановна « Леонид Андреев »
Передо мной лежат сейчас три свидетельства о смерти моего героя, и все три, вероятно, правдивы. Непосредственным свидетелем была лишь Анна Ильинична. Маясь головной болью от самого утра, волнуясь о том, что никак не может засесть за лекции для «почтенных янки», Андреев поручил ей перепечатать несколько отрывков из своего дневника, надеясь, что эти старые рассуждения о сущности революции помогут начать работать. «Он ходил по кабинету в чесучовой своей куртке, такой взволнованный и милый, говорил после мучительного обдумывания и вывода, что у него нет сил на работу»[595]. Решил прилечь, спросив предварительно стакан чаю… Анна Ильинична успела заложить чистый лист в пишущую машинку и напечатать несколько строк, когда из спальни ее позвал муж: Аня! Она вбежала в комнату, Андреев стоял у кровати. Сказал, показывая на сердце: тут что-то схватило! «Упал, и через два с половиной часа его не стало»[596].
…Отец обедал один, сидел перед огромным столом в бархатной темно-зеленой куртке, шея была замотана коричневым шарфом. Когда сын зачем-то вошел в столовую, Андреев доедал грибной суп. После обеда — а было около трех часов — он решил прилечь и Вадим увел детей в лес, чтобы те не будили отца своими криками. Вернулись через час. Удивившись, что окно в спальне открыто настежь, Вадим зашел в дом. Первое, что услышал — причитания и плач. Первое, что увидел — ходившую по коридору Анастасию Николаевну с бронзовым подсвечником в руках. «Коточке очень плохо», — объявила старшему внуку бабушка и завыла. Дверь в отцовскую комнату была закрыта изнутри. Выйдя из дому, Вадим заглянул в окно спальни: укрытый одеялом отец лежал на ковре. Дышал тяжело, «с глухим протяжным хрипом». Его ладонь ритмично сжималась и разжималась. Лицо было искажено судорогой. Перед ним на коленях стояла Анна Ильинична. Не оборачиваясь к Вадиму, она велела ехать за доктором. Несколько часов на отцовском велосипеде он кружил по окрестностям. Уже стемнело, когда «на узкой, обитой клеенкой линейке»[597] Вадим привез в Нейволу найденного по чистой случайности военврача. Но отец уже умер.
…Вера, Тин и Савка в тот день — как всегда — играли за сараями в прятки, к дому их заставил бежать непривычно громкий крик тети Наташи… Вера влетела в столовую. По комнате, ломая руки, с безумным видом быстро ходила бабушка. Она кричала: «Кормилец ты наш, на кого ты нас оставляешь!» На дальней веранде на диване плакали, обнявшись, Савва и тетя Женя Фальковская. Мамы не было нигде. Ни один человек не обращал на Веру ни малейшего внимания. Она ясно понимала, что отец ее теперь умирает, и чувствовала стыд оттого, что не смогла выжать из себя пока ни единой слезинки. Вдруг старший брат Савва оттолкнул тетю Женю, вскочил и закричал, сжав кулаки: «Вся Россия будет о нем плакать!»[598] Девочка мысленно повторила фразу, и моментально слезы покатились из огромных Вериных глаз.
Все это, разумеется, очень грустно, однако того, что интересует меня более всего на свете, невозможно обнаружить ни в одном из этих рассказов. Смерть — эта любимейшая героиня Леонида Андреева, смерть пришла в его дом, шумно хлопая окнами и дверьми. Среди бела дня смерть вошла в его комнату как в свое собственное жилище. Она отыскала его в доме, стоящем посреди леса вдалеке от дорог, она позволила ему умирать среди причитаний и плача, она даже немного помедлила, дав пару часов, чтобы он выслушал этот плач, а может быть, просто ждала, чтобы он осознал, что она пришла? Что ж… столько раз впускал он ее на страницы своих сочинений, что — думается — они уже давно привыкли друг к другу. И он с радостью и облегчением впустил ее в свое уже изрядно разбитое сердце. Но, возможно, я ошибаюсь и, повинуясь инстинкту жизни, Леонид Николаевич судорожно вдыхал холодный лесной воздух и молился, чтобы поскорее приехал врач?
Всего три года назад была написана им эта странная пьеса — «Реквием», где неизвестный в маске заказывал директору театра спектакль-реквием, где призраки должны были играть на сцене, а размалеванные деревянные муляжи зрителей — внимать им из зрительного зала. Директор же — единственный герой, о котором можно было сказать, что он-то — из плоти и крови, — и тот в конце концов сомневался, а жив ли он: «Вот я заплачу сейчас, закричу громко, пожалуй, стану рыдать — и никто меня не услышит. Я здесь один. И крик мой будет как у спящего: не услышит его даже подушка, и если к самому рту наклониться ухом, то и тогда не услышишь: в себе самом кричит спящий» — за судорожными сборами «в Америку», за бессмысленной карточной игрой, за ставшими обыденностью обстрелами и бомбардировками, за невозможностью разговаривать с теми, с кем привык — уже многие месяцы и дни жил в Леониде Андрееве этот когда-то пророчески написанный крик живого, кто вынужден жить среди мертвой материи: «Может быть, и мертвецы стонут в своих могилах, а на кладбище тихо. Кто знает? Может быть, и я давно уже умер, а все это только грезы моего мертвого мозга… или той пустоты, которую он населял. И проходит с фонарем сторож по кладбищу и думает: как тихо в моем поместье, присоединю-ка и я мой сон к их вечному сну». Возможно, именно этот монолог вспомнил теперь умирающий Андреев?
Увы, мы уже никогда не узнаем, о чем думал и что чувствовал, увидев Смерть, наш герой. Смерть, что когда-то смотрела на него из черных зрачков Елеазара, что сидела у изголовья постели больного Дьякона, что неслышно вошла в камеру Янсона и искала его в темноте, шаря руками, — вот теперь она подошла вплотную и взяла за руку Леонида Андреева. Домашние говорили, будто бы умер он с улыбкой, а лицо его — помолодев лет на двадцать, сделалось необычайно красивым. Значит, он был рад этой встрече? И не особенно грустил об оставленном на земле? А может быть, напротив, немедленно проклял смерть и пожалел, что при жизни бессмысленно потратил на эту дуру лучшие годы жизни? Возможно, он спорил с нею и даже кричал — «в себе самом»? Доподлинно известно лишь то, что ушли они вместе: официальное свидетельство о смерти было выписано в тот же вечер доктором, тем самым, которого привез на дачу Вадим: «Сим удостоверяю, что Леонид Николаевич Андреев скончался от паралича сердца 12-го сентября 1919 года в шесть часов вечера в Неволя, дача Фальковского близ станции Мустиамяки»…
Писателю, что «присоединил свой сон к вечному сну», было 48 лет.
НА ФОТО ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО ДАЧА фАЛЬКОВСКОГО
Передо мной лежат сейчас три свидетельства о смерти моего героя, и все три, вероятно, правдивы. Непосредственным свидетелем была лишь Анна Ильинична. Маясь головной болью от самого утра, волнуясь о том, что никак не может засесть за лекции для «почтенных янки», Андреев поручил ей перепечатать несколько отрывков из своего дневника, надеясь, что эти старые рассуждения о сущности революции помогут начать работать. «Он ходил по кабинету в чесучовой своей куртке, такой взволнованный и милый, говорил после мучительного обдумывания и вывода, что у него нет сил на работу»[595]. Решил прилечь, спросив предварительно стакан чаю… Анна Ильинична успела заложить чистый лист в пишущую машинку и напечатать несколько строк, когда из спальни ее позвал муж: Аня! Она вбежала в комнату, Андреев стоял у кровати. Сказал, показывая на сердце: тут что-то схватило! «Упал, и через два с половиной часа его не стало»[596].
…Отец обедал один, сидел перед огромным столом в бархатной темно-зеленой куртке, шея была замотана коричневым шарфом. Когда сын зачем-то вошел в столовую, Андреев доедал грибной суп. После обеда — а было около трех часов — он решил прилечь и Вадим увел детей в лес, чтобы те не будили отца своими криками. Вернулись через час. Удивившись, что окно в спальне открыто настежь, Вадим зашел в дом. Первое, что услышал — причитания и плач. Первое, что увидел — ходившую по коридору Анастасию Николаевну с бронзовым подсвечником в руках. «Коточке очень плохо», — объявила старшему внуку бабушка и завыла. Дверь в отцовскую комнату была закрыта изнутри. Выйдя из дому, Вадим заглянул в окно спальни: укрытый одеялом отец лежал на ковре. Дышал тяжело, «с глухим протяжным хрипом». Его ладонь ритмично сжималась и разжималась. Лицо было искажено судорогой. Перед ним на коленях стояла Анна Ильинична. Не оборачиваясь к Вадиму, она велела ехать за доктором. Несколько часов на отцовском велосипеде он кружил по окрестностям. Уже стемнело, когда «на узкой, обитой клеенкой линейке»[597] Вадим привез в Нейволу найденного по чистой случайности военврача. Но отец уже умер.
…Вера, Тин и Савка в тот день — как всегда — играли за сараями в прятки, к дому их заставил бежать непривычно громкий крик тети Наташи… Вера влетела в столовую. По комнате, ломая руки, с безумным видом быстро ходила бабушка. Она кричала: «Кормилец ты наш, на кого ты нас оставляешь!» На дальней веранде на диване плакали, обнявшись, Савва и тетя Женя Фальковская. Мамы не было нигде. Ни один человек не обращал на Веру ни малейшего внимания. Она ясно понимала, что отец ее теперь умирает, и чувствовала стыд оттого, что не смогла выжать из себя пока ни единой слезинки. Вдруг старший брат Савва оттолкнул тетю Женю, вскочил и закричал, сжав кулаки: «Вся Россия будет о нем плакать!»[598] Девочка мысленно повторила фразу, и моментально слезы покатились из огромных Вериных глаз.
Все это, разумеется, очень грустно, однако того, что интересует меня более всего на свете, невозможно обнаружить ни в одном из этих рассказов. Смерть — эта любимейшая героиня Леонида Андреева, смерть пришла в его дом, шумно хлопая окнами и дверьми. Среди бела дня смерть вошла в его комнату как в свое собственное жилище. Она отыскала его в доме, стоящем посреди леса вдалеке от дорог, она позволила ему умирать среди причитаний и плача, она даже немного помедлила, дав пару часов, чтобы он выслушал этот плач, а может быть, просто ждала, чтобы он осознал, что она пришла? Что ж… столько раз впускал он ее на страницы своих сочинений, что — думается — они уже давно привыкли друг к другу. И он с радостью и облегчением впустил ее в свое уже изрядно разбитое сердце. Но, возможно, я ошибаюсь и, повинуясь инстинкту жизни, Леонид Николаевич судорожно вдыхал холодный лесной воздух и молился, чтобы поскорее приехал врач?
Всего три года назад была написана им эта странная пьеса — «Реквием», где неизвестный в маске заказывал директору театра спектакль-реквием, где призраки должны были играть на сцене, а размалеванные деревянные муляжи зрителей — внимать им из зрительного зала. Директор же — единственный герой, о котором можно было сказать, что он-то — из плоти и крови, — и тот в конце концов сомневался, а жив ли он: «Вот я заплачу сейчас, закричу громко, пожалуй, стану рыдать — и никто меня не услышит. Я здесь один. И крик мой будет как у спящего: не услышит его даже подушка, и если к самому рту наклониться ухом, то и тогда не услышишь: в себе самом кричит спящий» — за судорожными сборами «в Америку», за бессмысленной карточной игрой, за ставшими обыденностью обстрелами и бомбардировками, за невозможностью разговаривать с теми, с кем привык — уже многие месяцы и дни жил в Леониде Андрееве этот когда-то пророчески написанный крик живого, кто вынужден жить среди мертвой материи: «Может быть, и мертвецы стонут в своих могилах, а на кладбище тихо. Кто знает? Может быть, и я давно уже умер, а все это только грезы моего мертвого мозга… или той пустоты, которую он населял. И проходит с фонарем сторож по кладбищу и думает: как тихо в моем поместье, присоединю-ка и я мой сон к их вечному сну». Возможно, именно этот монолог вспомнил теперь умирающий Андреев?
Увы, мы уже никогда не узнаем, о чем думал и что чувствовал, увидев Смерть, наш герой. Смерть, что когда-то смотрела на него из черных зрачков Елеазара, что сидела у изголовья постели больного Дьякона, что неслышно вошла в камеру Янсона и искала его в темноте, шаря руками, — вот теперь она подошла вплотную и взяла за руку Леонида Андреева. Домашние говорили, будто бы умер он с улыбкой, а лицо его — помолодев лет на двадцать, сделалось необычайно красивым. Значит, он был рад этой встрече? И не особенно грустил об оставленном на земле? А может быть, напротив, немедленно проклял смерть и пожалел, что при жизни бессмысленно потратил на эту дуру лучшие годы жизни? Возможно, он спорил с нею и даже кричал — «в себе самом»? Доподлинно известно лишь то, что ушли они вместе: официальное свидетельство о смерти было выписано в тот же вечер доктором, тем самым, которого привез на дачу Вадим: «Сим удостоверяю, что Леонид Николаевич Андреев скончался от паралича сердца 12-го сентября 1919 года в шесть часов вечера в Неволя, дача Фальковского близ станции Мустиамяки»…
Писателю, что «присоединил свой сон к вечному сну», было 48 лет.
НА ФОТО ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО ДАЧА фАЛЬКОВСКОГО
- Вложения
-
- S6301124.JPG (85.94 КБ) 1589 просмотров
Re: Мустамяки-Горьковское
Для начала фотография самой часовни.харве писал(а): ↑Вс сен 15, 2019 10:07 am Возражаю:
1.Подземный ход это байка поздних ,советских пансионеров .Какой ход в песчанике? Зачем?
2.Ледник и часовня это 2 разных объекта. Не мог христианина бесконечно находиться в часовне. Он находился в леднике.При чем (читал у кого то в мемуаре) в коньяке.
Сразу хочу согласиться с Харве – ледник и часовня это два разных объекта. Я изначально некорректно поставил вопрос и тем самым внес смуту. Ледник всегда находился рядом с домом и в нем хранились продукты. Именно поэтому совсем не уверен, что хозяева согласились бы поставить туда на хранение гроб, да еще на долгий срок. Да и смысл такого сохранения отсутствует.
По разным данным панихида состоялась 14-го или 16 сентября и гроб с телом Леонида Андреева поставили в фамильный склеп Горбик-Ланге, где уже находились тела супруга хозяйки, ее сестры и кого-то еще из родственников. Андреев при жизни высказывал пожелание, что бы его похоронили в России, поэтому его жена, Анна Ильинична, приняла именно такое решение, т.к. верила в скорое падение большевиков. Однако этого не произошло, и через пять лет, когда семья Леонида Андреева покидала Финляндию, тело Леонида Андреева все-таки было предано земле и он до 1956 года покоился на кладбище в Метсякюля рядом с храмом Всех Скорбящих Радости, откуда его перенесли уже на Литераторские мостки. По воспоминаниям С.В.Животовкого (1919г.), гроб был запаян в цинке.
По поводу подземного хода из часовни к пансионату, я тоже нахожусь в глубоких сомнениях, мне кажется, что скорее всего на фотографии виден обычный свод подземной части часовни, но, когда появляется легенда о подземном ходе – всегда хочется в нее верить, ведь в этом словосочетании сразу появляется таинственность и веет романтикой:))) А если написать "подвал", то про романтику говорить уже не приходится.
А про коньяк - выдумка круче и абсурдней подземного хода:)))