Пионерлагерь Зеркальный, история и окрестности
Модераторы: автодоктор, Vladimir S. Kotlyar
-
- Сообщения: 3914
- Зарегистрирован: Пн сен 28, 2009 7:55 pm
- Защита от спама: Нет
Re: Пионерлагерь Зеркальный, история и окрестности
Хроника ЛенТАСС. п/л. "Зеркальный" 3.08.1981г. Фото - И. Сабадаш. Пионеры ленинцы и тельмановцы. "Дружба - Фроиндшафт".
-
- Сообщения: 38
- Зарегистрирован: Вт июл 17, 2018 1:10 am
- Защита от спама: Нет
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: Пионерлагерь Зеркальный, история и окрестности
Наткнулся на воспоминания участника мероприятия по переносу обломков самолета с острова к лагерю.
Цитата:"Зеркльный, лето 84-го, первая смена, как всегда самая малочисленная 14 человек (помню некоторых: Чубко, Сыненко, Юрковец, Комлев), под предводительством ЮАРа. Лирическое отступление: жили юнморы в ту смену в "скворечнике", это такие "финские" домики, которые располагались у гостиницы-общежития преподавателей, всего их было 3 домика, а большинство пионеров жили в "бочках". Возвращаюсь к истории. В ту смену было принято решение о создании воинского мемориала на территории лагеря - памятник сбытому самолету и Советским летчикам погибшим во время ВОВ. Памятник решено было соорудить из останков Советского боевого самолета, которые находились на Большом острове озера. А кто во Дворце, и в лагере в частности, отвечал и реализовывал самые трудно исполнимые задачи - юнморы, и вот, механики плавбазы лагеря (дяденьки которые обслуживали технически весь флот в лагере, 3 катера, 15 пелл, сколько-то фофанов, катамаран "Торнадо" и др. единицы флота) соорудили плот на понтонах, прицепили его на буксире к одному из катеров, и юнморы на 5 пеллах, отправились на остров для доставки в лагерь остатки самолета. Дотянуть понтон до острова и дойти до него на шлюпках не проблема, все знают, а дальше началось самое интересное... Остатки корпуса самолета лежали почти по середине острова, не сильно заросшие, но вокруг деревья, камни кусты, короче, как всегда "Навалились" подняли (красиво сказано) на руки и потащили. Подтащили к берегу острова, начали грузить, изначально казалось, что будет проще и легче. После долгих "Облепили", "Навалились", "Взяли" "Подняли" - погрузили, но это оказалось пол беды, трудное было впереди - дотащить (отбуксировать) понтон до лагеря. Ошиблись при погрузке с центровкой, поэтому чуть дважды не утопили по среди озера. Понтон тащил катер, а шлюпки оттягивали (одерживали), но кильватерная струя постоянно норовила залить и утопить наш ценный груз. С песнями и матю... дотащили. Теперь это памятник в Лагере."
И ещё цитата:"Зная как переправляли останки самолета с острова, скажу - ничего не утопили, и не потеряли, про могилу не слышал, хотя на этом острове был не раз."
Автор - Иван Смирнов, в те годы член морского клуба "Юнга".
Цитата:"Зеркльный, лето 84-го, первая смена, как всегда самая малочисленная 14 человек (помню некоторых: Чубко, Сыненко, Юрковец, Комлев), под предводительством ЮАРа. Лирическое отступление: жили юнморы в ту смену в "скворечнике", это такие "финские" домики, которые располагались у гостиницы-общежития преподавателей, всего их было 3 домика, а большинство пионеров жили в "бочках". Возвращаюсь к истории. В ту смену было принято решение о создании воинского мемориала на территории лагеря - памятник сбытому самолету и Советским летчикам погибшим во время ВОВ. Памятник решено было соорудить из останков Советского боевого самолета, которые находились на Большом острове озера. А кто во Дворце, и в лагере в частности, отвечал и реализовывал самые трудно исполнимые задачи - юнморы, и вот, механики плавбазы лагеря (дяденьки которые обслуживали технически весь флот в лагере, 3 катера, 15 пелл, сколько-то фофанов, катамаран "Торнадо" и др. единицы флота) соорудили плот на понтонах, прицепили его на буксире к одному из катеров, и юнморы на 5 пеллах, отправились на остров для доставки в лагерь остатки самолета. Дотянуть понтон до острова и дойти до него на шлюпках не проблема, все знают, а дальше началось самое интересное... Остатки корпуса самолета лежали почти по середине острова, не сильно заросшие, но вокруг деревья, камни кусты, короче, как всегда "Навалились" подняли (красиво сказано) на руки и потащили. Подтащили к берегу острова, начали грузить, изначально казалось, что будет проще и легче. После долгих "Облепили", "Навалились", "Взяли" "Подняли" - погрузили, но это оказалось пол беды, трудное было впереди - дотащить (отбуксировать) понтон до лагеря. Ошиблись при погрузке с центровкой, поэтому чуть дважды не утопили по среди озера. Понтон тащил катер, а шлюпки оттягивали (одерживали), но кильватерная струя постоянно норовила залить и утопить наш ценный груз. С песнями и матю... дотащили. Теперь это памятник в Лагере."
И ещё цитата:"Зная как переправляли останки самолета с острова, скажу - ничего не утопили, и не потеряли, про могилу не слышал, хотя на этом острове был не раз."
Автор - Иван Смирнов, в те годы член морского клуба "Юнга".
Re: Пионерлагерь Зеркальный, история и окрестности
Следует пояснить, что это переведенная финская архивная схема 1941 года. Она была на первой странице темы.
- nukola2
- Сообщения: 848
- Зарегистрирован: Вс фев 04, 2018 11:06 pm
- Защита от спама: Нет
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: Пионерлагерь Зеркальный, история и окрестности
Я правильно понимаю, это финское устройство аэродрома?
Николай.Здоровья,удачи!
Re: Пионерлагерь Зеркальный, история и окрестности
Я так понимаю, что это схема того, что они увидели в 41-м году. То есть, состояние аэродрома, брошенного нашими.
- nukola2
- Сообщения: 848
- Зарегистрирован: Вс фев 04, 2018 11:06 pm
- Защита от спама: Нет
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: Пионерлагерь Зеркальный, история и окрестности
А есть сведения о использовании его финской авиацией. Наши в 1944 году его активно начали использовать. Значит он был пригоден к лётной работе. Кроме того, если верить воспоминаниям младшего лейтенанта Г.С. Иониди, он уничтожил аэродром. Что взорвав взлётную полосу всё остальное оставил финнам?
Николай.Здоровья,удачи!
- nukola2
- Сообщения: 848
- Зарегистрирован: Вс фев 04, 2018 11:06 pm
- Защита от спама: Нет
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: Пионерлагерь Зеркальный, история и окрестности
Очень тёмная история.Все участники что-то скрывают. Полная ерунда с историей самолёта,как её излагают.http://приморск-адм.рф/?p=3484.Я пробовал получить разъяснения у руководства лагеря. Глухо. Попросил у их руководства,те им переслали. Глухо.Артур писал(а): ↑Вт июл 17, 2018 2:41 pm Наткнулся на воспоминания участника мероприятия по переносу обломков самолета с острова к лагерю.
Цитата:"Зеркльный, лето 84-го, первая смена, как всегда самая малочисленная 14 человек (помню некоторых: Чубко, Сыненко, Юрковец, Комлев), под предводительством ЮАРа. Лирическое отступление: жили юнморы в ту смену в "скворечнике", это такие "финские" домики, которые располагались у гостиницы-общежития преподавателей, всего их было 3 домика, а большинство пионеров жили в "бочках". Возвращаюсь к истории. В ту смену было принято решение о создании воинского мемориала на территории лагеря - памятник сбытому самолету и Советским летчикам погибшим во время ВОВ. Памятник решено было соорудить из останков Советского боевого самолета, которые находились на Большом острове озера. А кто во Дворце, и в лагере в частности, отвечал и реализовывал самые трудно исполнимые задачи - юнморы, и вот, механики плавбазы лагеря (дяденьки которые обслуживали технически весь флот в лагере, 3 катера, 15 пелл, сколько-то фофанов, катамаран "Торнадо" и др. единицы флота) соорудили плот на понтонах, прицепили его на буксире к одному из катеров, и юнморы на 5 пеллах, отправились на остров для доставки в лагерь остатки самолета. Дотянуть понтон до острова и дойти до него на шлюпках не проблема, все знают, а дальше началось самое интересное... Остатки корпуса самолета лежали почти по середине острова, не сильно заросшие, но вокруг деревья, камни кусты, короче, как всегда "Навалились" подняли (красиво сказано) на руки и потащили. Подтащили к берегу острова, начали грузить, изначально казалось, что будет проще и легче. После долгих "Облепили", "Навалились", "Взяли" "Подняли" - погрузили, но это оказалось пол беды, трудное было впереди - дотащить (отбуксировать) понтон до лагеря. Ошиблись при погрузке с центровкой, поэтому чуть дважды не утопили по среди озера. Понтон тащил катер, а шлюпки оттягивали (одерживали), но кильватерная струя постоянно норовила залить и утопить наш ценный груз. С песнями и матю... дотащили. Теперь это памятник в Лагере."
И ещё цитата:"Зная как переправляли останки самолета с острова, скажу - ничего не утопили, и не потеряли, про могилу не слышал, хотя на этом острове был не раз."
Автор - Иван Смирнов, в те годы член морского клуба "Юнга".
Николай.Здоровья,удачи!
Re: Пионерлагерь Зеркальный, история и окрестности
Что взорвал Иониди и насколько - как можно проверить? И потом, главное - чтоб не летали, наверное, изуродовал полосу насколько мог. Да и "все остальное" - это что? Ничего там особо и не осталось.nukola2 писал(а): ↑Ср июл 18, 2018 9:14 pmА есть сведения о использовании его финской авиацией. Наши в 1944 году его активно начали использовать. Значит он был пригоден к лётной работе. Кроме того, если верить воспоминаниям младшего лейтенанта Г.С. Иониди, он уничтожил аэродром. Что взорвав взлётную полосу всё остальное оставил финнам?
Re: Пионерлагерь Зеркальный, история и окрестности
Взрывать ВПП, полагаю, тоже не имело особого смысла. Аэродром грунтовый, засыпал ямы - и вперёд!. Ну, поджёг какие-то постройки (см. схему). Дык лес кругом, мастеровитые финны в шесть секунд новые срубят. Максимум, чем можно было нанести реальный ущерб, это подрыв боезапаса.Osbourne писал(а): ↑Ср июл 18, 2018 10:12 pmЧто взорвал Иониди и насколько - как можно проверить? И потом, главное - чтоб не летали, наверное, изуродовал полосу насколько мог. Да и "все остальное" - это что? Ничего там особо и не осталось.nukola2 писал(а): ↑Ср июл 18, 2018 9:14 pmА есть сведения о использовании его финской авиацией. Наши в 1944 году его активно начали использовать. Значит он был пригоден к лётной работе. Кроме того, если верить воспоминаниям младшего лейтенанта Г.С. Иониди, он уничтожил аэродром. Что взорвав взлётную полосу всё остальное оставил финнам?
-
- Сообщения: 38
- Зарегистрирован: Вт июл 17, 2018 1:10 am
- Защита от спама: Нет
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: Пионерлагерь Зеркальный, история и окрестности
Мой отец впервые оказался у Зеркального в 1956 году, у него было какое-то задание от института и его прикрепили к топографам, работавшим в этом районе. Остановились они в Местерьярви и к озеру ходили пешком. Так вот, он рассказывает, что на месте нынешней базы глухонемых стоял довольно крепкий деревянный дом, в котором жил лесник (имя не помнит). Они ночевали у лесника, который к тому же охотно давал им лодку. На острове отец тоже побывал и самолет видел.Kandid писал(а): ↑Пн фев 19, 2018 11:49 am ...Однако,и сам должен внести поправку: кордон Ивана Тукканена был расположен не к югу,а к западу от лагеря,в Хююнияниеми.В этом убеждает ландшафт на карте 1939 года:избушка Ивана стояла на краю обширной поляны.
На финской карте также просматривается отдельностоящий дом на северной оконечности озера.Он примечателен тем,что его высокий (ок.2м?) цоколь был выполнен из колотых гранитных блоков,привезённых невесть как и откуда и невесть как воздвигнутых.
Re: Пионерлагерь Зеркальный, история и окрестности
По всей вероятности,это был другой лесник,не Иван Тухканен.База глухонемых располагалась на южной оконечности озера,на приличном расстоянии от мыса Хююнияниеми,где находилась избушка Ивана,и которую "крепким деревянным домом" назвать было нельзя даже с большой натяжкой.Артур писал(а): ↑Вт окт 23, 2018 11:42 amМой отец впервые оказался у Зеркального в 1956 году, у него было какое-то задание от института и его прикрепили к топографам, работавшим в этом районе. Остановились они в Местерьярви и к озеру ходили пешком. Так вот, он рассказывает, что на месте нынешней базы глухонемых стоял довольно крепкий деревянный дом, в котором жил лесник (имя не помнит). Они ночевали у лесника, который к тому же охотно давал им лодку. На острове отец тоже побывал и самолет видел.Kandid писал(а): ↑Пн фев 19, 2018 11:49 am ...Однако,и сам должен внести поправку: кордон Ивана Тукканена был расположен не к югу,а к западу от лагеря,в Хююнияниеми.В этом убеждает ландшафт на карте 1939 года:избушка Ивана стояла на краю обширной поляны.
На финской карте также просматривается отдельностоящий дом на северной оконечности озера.Он примечателен тем,что его высокий (ок.2м?) цоколь был выполнен из колотых гранитных блоков,привезённых невесть как и откуда и невесть как воздвигнутых.
- nukola2
- Сообщения: 848
- Зарегистрирован: Вс фев 04, 2018 11:06 pm
- Защита от спама: Нет
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: Пионерлагерь Зеркальный, история и окрестности
Мне не совсем понятно. Я правда не знаю в каком году появился пансионат для глухих, но 60 там была запретная зона пл.6. на оз.Зеркальном. Да и ходить из Местерьярви далековато до Зеркального. На оз.Местерьярви тоже был кордон лесника по фамилии Гудзь. Я с его сыном с первого класса учился. Вот только когда его переименовали в Красное? Может кто знает? В местном обиходе оно всегда было Местерьярви. Других названий в прошлом веке я не знал. Есть такое предположение. Возможно это был дом у аэродрома. Там жили сотрудники полигона, когда работали. Других построек рядом с аэродромом я не помню.
Николай.Здоровья,удачи!
Re: Пионерлагерь Зеркальный, история и окрестности
Николай, это избушка с аэродрома на фотографии? А где она находилась конкретно?
- nukola2
- Сообщения: 848
- Зарегистрирован: Вс фев 04, 2018 11:06 pm
- Защита от спама: Нет
- Откуда: Санкт-Петербург
Re: Пионерлагерь Зеркальный, история и окрестности
Я когда дом был цел ещё в начальную школу ходил. На фотографиях, где мы у колодца это последний раз когда я видел этот дом. Могу очень приблизительно указать место.Дорога от ж/д станции, до развилки и по дороге вдоль берега озера. Вот на этой дороге, возможно на оси походная кухня - бензобаки. Два момента. Колодец и рядом ещё сарай. Там куча гильз, пуль, лент для крупнокалиберных пулемётов валялась. Что - то типа мастерской по набивке лент, а может и повторного использования гильз. Забыл уже. В середине 70 мы ещё за грибами, раками в эти места ездили, но дома не помню. Там уже толпы людей бродили, кругом строили. Пока там были военные, аэродром (взлётная полоса) была на консервации. Траву косили, ездить по ней можно было только летом, когда сухо.Помню, так как когда владельцы, погонялись на мотоциклах, им реально вставили за разбитые колеи. Боялись, что отнимут транспорт и у нас дома проходили совещания для выборки оправдания.
Николай.Здоровья,удачи!